herald of seven seas (imperceptible_j) wrote,
herald of seven seas
imperceptible_j

доверие к искусству

в горизонте интеллектуальной деятельности с подозрительной регулярностью возникают манифесты об исчерпанности некоторых практик
ясно, что побуждает к рефлексии этого рода некая фундаментальная утрата, а именно потеря целеполагания: зачем делать это?
например казус Хайдеггера-Ницше констатирует утрату смысла всеобъемлющего мышления: философия как специфическая практика объявляется исчерпавшей все свои возможности ввиду вдруг обнаружившейся химеричности цели
далее последовали другие «концы», вплоть до конца истории
но больше всего досталось искусству.

Pulchra dicuntur quae visa placent (Прекрасным называется то, что нравится при его рассмотрении) — эта дефиниция Фомы Аквинского на наш избалованный умственными игрищами вкус выглядит простодушно
однако за время, которое прошло с тех пор, как она впервые попалась мне на глаза, ничего более внятного об этом странном предмете я не узнал.
примерно тогда же — тридцать лет назад, я впервые обнаружил, что мне нравится рассматривать некоторые фотографии; беспричинно нравится, бескорыстно — ничего нового в них для меня не было, тем более, что это были сделанные мной самим фотографии
но нравились они мне не поэтому — мне нравились они сами, а не то что их сделал я
это было новое для меня чувство, качественно новое — классическое изобразительное искусство, картины великих мастеров, на которых я, сын художника, был воспитан, нравились совсем иначе
с этого момента среди всего, что может нравиться, фотография сравнялась для меня с искусством.

фотография такое же произведение человека-творца — порождение его воли и навыка действия, как и любое другое, вышедшее из под его руки
в качестве такового оно прежде всего аутентично — собственным бытием удостоверяет бытие творца
но, в отличие от других деяний и произведений, фотография удостоверяет еще и все, что вовне — реальность мира, стягивая в одну точку единства времени и пространства три сущности: универсум, человека и его деяние.
если стереть со слова "искусство" всю его многовековую патину и пользовать его технически, как термин, означающий "производство образов" — т.е. всего лишь вернуть ему первоначальный смысл, то многое встанет на свои места
в том числе и фотография — в той мере, в какой мы доверяем ее способности быть подспорьем в этом качестве
все умствования (включая мои собственные) о — и вокруг — фотографии провоцируются стремлением оправдать — либо дезавуировать, ее скандалезную двойственность образа реальности, объективируемого с той беспощадной принудительностью, которая присуща науке
modus operandi фотографии — регистрация; фотоаппарат такой же прибор, как любой из тех, которыми пользуется ученый
в то время как искомый — и настырно навязываемый и приписываемый, т.е. предписываемый ей — modus vivendi суть художественный, сиречь эстетический
пространство фотографии — раскрывшееся некогда перед жадным взором тех, кто в энтузиастическом раже ее изобретал и совершенствовал — как необъятное непаханное поле, доступное прямому посягательству запечатленного взгляда — при ближайшем рассмотрении, скукоживается до некого bumping'a
очной ставки — столкновения с реальностью того, что, согласно всем устоявшимся представлениям, призвано ее замещать
фотография раз за разом оказывается в роли свидетеля на допросе, который, как всякий свидетель, подвержен раздваивающейся (опять же!) презумпции правдивости-ложности — будучи в то же самое время, с другой стороны, тем, о чем собственно и допрашиваема: протоколом события, реальностью, фактом
бесконечность дискурса о фотографии все время возвращает нас в точку того дискурса об истине — и об Истине — от которого нас пытается отучить (кабы не отвратить) современный пафос дискурса как такового: все о чем мы говорим, если не прямая ложь, то всяко слишком далеко от реальности, чтобы мы могли безусловно на что-то полагаться
мы несколько заигрались в перевертыши, забыв о том, что есть что-то, кроме игры в них
именно это "что-то" и предъявляет фотография
фотография не bumping, а точка сборки — место, в котором образ возвращает себе реальность, доказывает способность не лгать, избавляется от двоения всех "презумпций"
что значит «встраивает в универсум»? это другое отношение, и как всякое отношение оно происходит во времени и пространстве, мыслимых (полагаемых) так — или иначе
как реальное и мифическое: как отношения вещей — и как отношения их образов

референт произведения искусства один, и это не пресловутая "субъективность", а наш опыт культуры в целом (а не только искусства): оно требует признания себя в качестве такового, а не в качестве наилучшего (оптимального, или еще какого-то) соответствия каким-то посторонним или предшествующим смыслам — все смыслы здесь имманенты; оно есть та самая «привилегированная позиция истины», невозможность которой утверждал Ричард Рорти (иной раз ослиные уши софистики торчат из под профессорской шапочки даже у самых замечательных мыслителей)
мы признаем искусством — и, соответственно, валидным призведением — новое событие в рамках самой этой практики, нарушающее ее актуальную конфигурацию (конъюнктуру) самим фактом предъявления, и требующее ad hoc пересмотра всего дискурса, всей практики

искусство не устанавливает некую связь с реальностью, не свидетельствует о ней, а совсем напротив — в той точке соприкосновения, которое послужило импульсом к творчеству, порывает, окончательно, фатально, с реальностью — отменяет ее; искусство это разрыв в ткани сущего, тут же пополняемый бытием

в момент нажатия кнопки реальность исчезает, уступая место образу, который не столько свидетельствует о том, что нечто было, сколько создает новое событие — образ in statu nascendi; у этого события еще нет места в пространстве и времени, оно порождает собственный хронотоп образа-универсума, в который можно попасть только через него — оно генерерует смыслы в режиме нонстоп

"Не ставя перед собой задачи дать исчерпывающее или точное определение и ограничиваясь целью выработки практически удобной формулы, можно было бы определить мыслящий объект как такой, который может:
1) хранить и передавать информацию (имеет механизмы коммуникации и памяти), обладает языком и может образовывать правильные сообщения;
2) осуществлять алгоритмизованные операции по правильному преобразованию этих сообщений
3) образовывать новые сообщения
Сообщения, образуемые в результате операций, предусмотренных вторым пунктом, новыми не являются, выступая лишь как закономерные трансформации исходных текстов в соответствии с некоторыми правилами. В определенном смысле все сообщения, полученные в результате закономерных преобразований какого-либо исходного текста, могут рассматриваться как один и тот же текст.
Таким образом, новые тексты — это тексты «незакономерные» и, с точки зрения существующих уже правил, «неправильные». В общей культурной перспективе, однако, они предстают как полезные и необходимые. На их основе могут быть в дальнейшем сформулированы будущие правила образования высказываний. Можно предположить, что наряду с образованием текстов в соответствии с некоторыми заданными правилами имеет место формулировка правил на основании некоторых универсальных текстов (такую роль могут играть случайно образованные или попавшие из других культур, а также поэтические тексты). В этом случае мы имеем дело с «неправильными» или непонятными текстами, относительно которых предполагается презумпция осмысленности."
(Юрий Лотман, Феномен культуры)

функцию генератора "случайно образованных текстов" в современной глобальной культуре выполняет в основном фотография, но каким образом она может стать, в соответствии пункту (3), "новым сообщением"?
опуская промежуточные звенья рассуждения, можно преположить для начала, что таковым может стать только фотография позиционирующая себя вне какого-либо мейнстрима — маргинализированная, т.к. всякий мейнстрим есть, собственно, пункт (2)

художник это другой принцип индивидуации и иной тип субъективности; он в других отношениях с миром, он иначе действует
объединяет или разъединяет искусство? то и другое разом: разъединяет на первом шаге — уровне данного — и объединяет на следующем...


Tags: also sprach, auto, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments